martin33 (martin33) wrote,
martin33
martin33

Как я снимался в кино


Актер массовки – cамая соль! Вы об этом спросите гримеров, которым приходится готовить по сто и двести актеров массовых сцен за день. Чуть ли не любого суздальчанина спросите! Некоторые горожане уже в пяти-шести картинах снимались. Вот и я вливаюсь в дружную массовку исторического фильма «Раскол». Сегодняшние съемки – в Спасо-Евфимьевском монастыре.
Тертые штаны, поношенные сапоги. Как говорится, бедняку одеться – подпоясаться. Еще мне дают шапку на меху («У мужика один головной убор на все времена года!») и кафтан. Точнее, какую-то рвань вместо кафтана.
Теперь – грим. Где-то полчаса уходит на то, чтобы приклеить мне натуралистичную бороду и реденькие такие усы. Таким образом, я стал «ожесточенным новгородским мирянином в лохмотьях». После работы гримеров знакомые узнают меня не сразу. Вот так гримеры-мастера! Потом узнал, кстати, что многие гримеры, работающие на этой картине, в свое время готовили к съемкам Александра Абдулова, Армена Джигарханяна и Олега Меньшикова.
Ну, давайте мне роль. Ага, щас! Теперь, говорят мне более опытные актеры массовых сцен, будем ждать. Может, час, может три. Миряне и монахи ничтоже сумняшеся укладываются на отдых под тень деревьев. Расстилают рясы и кафтаны на траву, парни с шапками набекрень достают мобильники и плейеры с наушниками. Стык веков.
Съемки идут своим чередом. «Патриарх Никон» восемь дублей подряд выкрикивает что-то про Новгород и анафему. Его гневное «Покайтесь!» сотрясает знойную тишину монастыря… Да, дело будет долгим...


Отворяйте ворота!
— Миряне, собираемся, — вещает в мегафон какой-то помощник помощника. Нас приводят на место съемок. Фильм-то про реформы и церковный раскол 17 века, про патриарха Никона, боярыню Морозову, царя Алексея Михайловича и раскольников-старообрядцев. Мы – разъяренная толпа жителей Новгорода. Задача: с помощью бревна, вил и собственной силы атаковать ворота монастыря, где с позволения Никона укрылся опальный воевода.
Споро принимаемся за дело. Несколько репетиций с бревном, врезающимся в натуральные ворота на территории Спасо-Евфимьевского монастыря. Мотор! Начали. Стоп. Снято. Следующий кадр – сложнее: ворота (предварительно их подпиливают) должны рухнуть. Толпа в сто мужиков и тридцать женщин врывается в монастырь, расталкивает монахов, а особо хваткие молодцы – специально внедренные в наш стройный массовочный ряд профессиональные каскадеры – скручивают патриарха.
 А голос отняли
Мне и еще троим мирянам раздают фразы, которые нужно будет зычно выкрикнуть из кипящей толпы. Репетируем – успешно.
— Хорошо кричите, вот только ты теряешься, — второй режиссер обращается к одному из мужиков. – Пупочек-то напряги, соберись!
Кстати, второй режиссер картины – Евгений Досталь, сын Николая Досталя. К отцу на съемочной площадке обращается только по имени и отчеству. Без поблажек — родство никак не проявляется. Мы еще раз репетируем выкрики, но тут подходит Николай Досталь. Узнав, что я журналист, гневно выпаливает:
— Забери у него текст, — и, чувствуя замешательство сына, повторяет. — Отбирай, отбирай.
Но я не в обиде! В такт с мужиками, орудующими бревном, бьюсь плечом о ворота. Семь раз мы репетируем нападение на монахов. Бегаем по 50 метров туда-сюда. То вместо злых физиономий смешки в кадре, то к Никону не так подступились. В перерыве между попытками вся массовка дружно прикладывается к канистрам с водой. За несколько минут от сорока литров влаги ничего не остается.
Кстати, исполнителю роли патриарха Валерию Гришко приходится несладко – семь репетиций и три дубля. То есть каскадеры десять раз подряд били героя и заваливали его на пол. При этом в каждой драке от Валерия требовалось что-то выкрикивать.
Сегодня я знать, завтра – чернь
Восемьдесят процентов массовки – жители Суздаля. Пятая часть – владимирцы. За один съемочный день актеру массовых сцен платят 500 рублей. Бывает по-всякому: или весь день пролежишь на траве, или снимаешься дубль за дублем. Но актерам массовки нравится. Системотехник из Владимира Евгений уже поднаторел в этом деле.
— Два дня я даже был протодьяконом, помощником Никона. У меня были крупные планы! Руку патриарху целовал. А теперь, получается, в роли простого мужика придется того же Никона бить.
Будущий бухгалтер Яна Горелова признается, что первый гонорар – в общей сложности, тысяч восемь-десять получится — тратить не будет. Наоборот, примется копить. Правда, еще не придумала на что. Есть желание поступать в театральный институт.
А вот автослесарь Роман замечает: если бы попал в массовку лет десять назад, может, и пошел бы получать актерское образование. Теперь поздновато.
— Вообще-то я продолжатель традиций. Мой дед играл в фильме Тарковского «Андрей Рублев», — говорит Роман. – Случай расскажу. Мой отец маленьким мальчиком пошел в школу. Возвращается – рядом с домом стоит церковь, которой сроду здесь не было. Испугался! Оказалось, киношники за несколько часов декорацию соорудили. А деда моего очень хорошо загримировали, бороду сделали, волосы. Он пришел домой под видом незнакомца и просит позвать на разговор… себя же. Посидел, подождал, пообедал и ушел. Родные деда так и не узнали.
 Деспотичный Досталь
Николай Досталь работает неистово. Готов снимать по десять дублей подряд, игнорировать обед и ночной сон. Порой покрикивает и даже, можно заметить, взрывается. Капризный деспот! Сам хватает рогатину и показывает, как надо ею стучать. Сам расставляет массовку. Но уже через минуту Николай Николаевич мягок с актерами и операторами. В общем, человек момента и настроения. Держа в руках нити процесса, Досталь дирижирует слаженным ансамблем – и действие разворачивается поистине эпическое! Кстати, в этом ансамбле почти нет звезд (это при том, что каналы требуют участия в проекте медийных лиц). Это, надо сказать, сознательное решение режиссера.
— У нас в фильме снимаются только Роман Мадянов и Александр Баширов – с ними я работаю давно, — рассказывает Николай Николаевич Досталь. – Когда ко мне приезжают журналисты, я спрашиваю: «Зачем? Ведь у нас нет ни Безрукова, ни Хабенского, ни Машкова, ни Михалкова». Понимаете, как актер может быть священником, когда на одном канале он мент, на другом – олигарх, на третьем – вор в законе. Нужны лица новые, незнакомые.
Стоп. Снято!
Весь путь этой масштабной телевизионной экспедиции – больше двухсот съемочных дней. Работа на Соловках, в Кандалакше, Ростове Великом и других городах. Суздаль – заключительная точка, последние сцены, финальные эпизоды. Для достоверности под стенами монастыря неподалеку от речки Каменки отстроили специальный бутафорский городок, который олицетворяет Великий Новгород. Также места близ Суздаля на какое-то время превращались в места под Смоленском.
— Работа в Суздале – это прекрасно, — уверен Николай Досталь. – Отличный город, доброжелательные люди, даже жара не страшна! Единственная беда – ужаснейшие дороги. Может быть, одна улица нормальная, а остальные – жуть! Мы с нашей техникой, с машинами замучились. В остальном – все замечательно! Обязательно приеду к вам еще.
…Съемки сериала в Суздале закончились 29 июля. Собственно, теперь киношники будут монтировать материал и готовить окончательную версию 16-серийного телевизионного фильма. Говорят, жители Владимира и Суздаля смогут увидеть себя на экране весной следующего года.

 Исполнитель роли Никона Валерий Гришко:
«В церковь я не хожу»

Малоизвестный актер получил роль Патриарха в последний момент. Отчасти помог случай. Теперь Валерий признается, что работать с Досталем – радость.
— Никон – прекрасная драматическая роль. Вообще-то я равнодушен к вере, не хожу в церковь, не молюсь. Ну и что?! Ведь играю человека, а не какую-то чисто церковную историю.


Просто факт
Картина снимается самыми современными цифровыми камерами. Точно такие же аппараты использовались, например, в создании оскароносной картины «Миллионер из Трущоб».

Про бюджет
Стоимость 16-серийной картины «Раскол» — 10 миллионов долларов. Рекорд! Но уже говорят: «Досталю денег не вдосталь».
— Да, телеканал Россия считает, что у нас очень хороший бюджет. А мне кажется, что бюджет – впритык, — говорит Николай Досталь. — Только-только хватает. Потому что очень напряженные и тяжелые съемки. В некоторые города приезжали по два раза. Как выходим из положения? Стараемся экономить. Не распихиваем деньги по карманам, а вкладываем их в кадры. И, думаю, зритель увидит на экране каждую копейку. К тому же, у нас нет звезд, которые баснословными гонорарами съели бы половину бюджета.
Tags: кино, работа
Subscribe
promo martin33 august 27, 2016 14:00 38
Buy for 50 tokens
Любите ли вы дорогу так, как люблю ее я? Порой очень нравится куда-то ехать. Многое, конечно, зависит от комфорта и настроения. Так, несколько лет назад меня очень вымотала поездка из Гусь-Хрустального в Рязань. А когда пару недель назад поехал на автобусе снова, даже понравилось. И подремал, и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments